АвтоВАЗ и его история

ВАЗ, «Волжский автомобильный завод» VAZ, российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин поставил задачу по строительству нового автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, а также обучение специалистов.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодежь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. И уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

autovaz

 

 

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

ОАО «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

И уже 1 марта 1970 года цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ 2101 «Жигули», имевшие конструктивные аналогии с итальянской моделью Fiat-124, но собранные из оригинальных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд. советских рублей.

В состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:

  • Белебеевский завод «Автонормаль»;
  • Димитровградский автоагрегатный завод;
  • Скопинский автоагрегатный завод;

В наши дни сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО«АвтоВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ 1111.

Таким образом, 24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая выпускала 220 тысяч автомобилей в год.
16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль под маркой«ВАЗ».

10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля.

Указом Президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ 2101» был взят «ФИАТ-124».

FIAT 124

FIAT 124

ВАЗ 2101

ВАЗ 2101

Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить«ненасытный» советский рынок. Но конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека. С каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар «ВАЗа» отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов появились «Жигули» с кузовом«универсал»).

ВАЗ 2102

ВАЗ 2102

В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию«Жигулей» — ВАЗ 2103, которая многими воспринималась как совершенно новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для абсолютного большинства населения — гораздо более престижная и дорогая. На деле это была лишь модификация «Люкс», полностью соответствующая FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой переработали аналогично тому, как базовый FIAT 124 превратился в ВАЗ 2101. Освоение ее производства предусматривалось соглашением с концерном FIAT несколько позже базовых моделей, а для ее комплектации предусматривался 1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.

ВАЗ 2103

ВАЗ 2103

Кроме того в 1977 появилась новая полноприводная модель «Нива» — ВАЗ 2121. Вездеход «Нива»(ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Тогда этот автомобиль испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это при вечном дефиците легковых автомобилей в бывшем Союзе. В 1980 автомобилю «ВАЗ 2121»присуждена золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани.

ВАЗ 2121 Нива

ВАЗ 2121, Нива

Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство модели ВАЗ 2106, которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.

ВАЗ 2106

ВАЗ 2106

Тем не менее процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 80-е годы экспортного варианта «Лада» никогда не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели ( «шестерка» выпускается до сих пор, ее постепенное замещение «десяткой» началось в 1997).

ВАЗ 2102 — пятидверный классический универсал первого семейства, с задней дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972—1986 годах. В свое время он заслуженно получил славу «лучшего друга»советского дачника, которая со временем перешла на его преемника в лице ВАЗ 2104.

С конца 1984 года пятиместный универсал ВАЗ 2104 классической компоновки, относящийся ко второму поколению «классики», сменил на конвейере универсал «первого»поколения-ВАЗ 2102, но еще год их выпускали вместе.

ВАЗ 2104

ВАЗ 2104

Как некогда «шестерка» — считалась престижнее, чем ВАЗ 2103, так и ВАЗ 2107( «семерка»), выпускаемая с 1982 года, по сравнению с«пятеркой»была эксклюзивом в себе.

ВАЗ 2105

ВАЗ 2105

ВАЗ 2107

ВАЗ 2107

Представшая публике в конце 1984 года клиновидная «Самара»с трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Модель ВАЗ 2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей.

ВАЗ 2108

ВАЗ 2108

В 1987 коллектив Волжского автомобильного завода удостоен приза«Золотой Меркурий» за большой вклад в развитие производства и международного сотрудничества. Эта престижная награда присуждена ВАЗу в третий раз.
В отличие от своей соплеменницы «восьмерки»ВАЗ 2109 Спутник/Lada Samara, который начали продавать с 1987 года, рассматривается как более«солидная»машина для семейного человека — сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель ВАЗ 21099 Спутник/Samara Forma это, в сущности, «девятка»с четырехдверным кузовом седан.

ВАЗ 2109

ВАЗ 2109
1989 Внешнеторговому объединению «АвтоЛАДА» присужден международный приз совета торговых руководителей «Трейд Лидерз Клаб» за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики африканских стран.

После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство.

Микролитражная ВАЗ 11113 «Ока»более десятилетия остается самым дешевым отечественным легковым автомобилем. В свое время ее даже прочили на роль -народного автомобиля и определяли местом ее производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге, намереваясь покончить с многолетним автомобильный дефицитом. Но мечты и проекты так и ocтались неисполнимыми, а столь досаждавшая АвтоBA3y сборка«Оки»была в середине 1990-х окончательно передана на заводы СеАЗ (который вошел в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.

ВАЗ 11113, Ока

ВАЗ 11113

На Парижском автосалоне в 1994 году впервые было представлено семейство «десятых»автомобилей — ВАЗ 2110. С 1998 года расширяется сборка пятидверных ВАЗ 2111 — первых вазовских переднеприводных универсалов.

ВАЗ 2110

ВАЗ 2110

ВАЗ 2111

ВАЗ 2111

В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль.

На инвестиционной выставке «Технологии из России», проходившей в Риме в 1996 году, ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель для малой авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ 2110.

В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей «2120»,«2129», длиннобазной «Нивы»- «2329», «2131»и спортивной модели«21107».

ВАЗ 2120

ВАЗ 2120

ВАЗ 2129

ВАЗ 2129

ВАЗ 2131

ВАЗ 2131

ВАЗ 2329

ВАЗ 2329

ВАЗ 21107

ВАЗ 21107

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.

Также в 2001 году «АвтоВАЗ» совместно c General Motors и Европейским банком реконструкции и развития принял участие в создании совместного предприятия GM-AvtoVAZ. Совместное производство началось с выпуска автомобиля Chevrolet Niva и Chevrolet Viva.

Chevrolet Niva

Chevrolet Niva

Chevrolet Viva

Chevrolet Viva

В 2007 году началась ликвидация перекрестного владения акциями«АвтоВАЗа». Дочерние предприятия владели 66,5% акций «АвтоВАЗа»: АВВА имела долю 38,4%, ЗАО «ЦО АФК» — 26%, ЗАО «ИФК» — 2,1%. Сначала дочерние предприятия были присоединены к материнской компании, а затем акции миноритарных акционеров были конвертированы в акции«АвтоВАЗа». После этого ФГУП «Рособоронэкспорт» и «Тройка-Диалог» получили 75% + 1 акцию «АвтоВАЗа». В начале 2008 года блокпакет предприятия был продан Renault за 1 млрд долларов.

После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.

Таким образом, «АвтоВАЗ», получивший стратегического партнера в лице Renault, планирует полностью обновить модельный ряд на предприятии к 2013 году. А на сегодняшний день модельный ряд «АвтоВАЗ» подпадает под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В наши дни в состав производственных объектов ОАО «АвтоВАЗ» входят:

  • производство ремонта и обслуживания оборудования;
  • металлургическое производство;
  • прессовое производство;
  • сборочно-кузовное производство;
  • механосборочное производство;
  • производство пластмассовых изделий;
  • корпус вспомогательных цехов;
  • опытно-промышленное производство;
  • участок окраски кузовов.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

Ранее завод выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями«Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» ( «Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».

В настоящее время «АвтоВАЗ» серийно выпускает следующие автомобили:

  • семейство «Lada Classic» ( «Лада Классик») — седаны с приводом на задние колеса, так называемая «классика»;
  • семейство «Lada Samara II» ( «Лада Самара II») — седан, 3-дверный и 5-дверный хэтчбеки с приводом на передние колеса;
  • семейство «Lada 110» ( «Лада 110») — 3-дверный хэтчбек ( «Лада 112») и универсал ( «Лада 111») с приводом на передние колеса;
  • «Lada 4×4» ( «Лада 4×4») — полноприводный автомобиль повышенной проходимости, до 2005 года именовавшийся «Lada Niva» ( «Лада Нива»);
  • Лада Калина — очередное семейство легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября 2004 года;
  • Лада Приора с кузовами «седан» и «хэтчбек».

Серийно выпускаемые заводом двигатели:

  • модификации двигателя ВАЗ 2101 для «Лада Классик»;
  • модификации двигателя ВАЗ 2108 для «Лада Самара», «Лада 110» и«Калина»;
  • двигатель ВАЗ 2112 и его версии для «Лада 110», «Калина» и«Приора»;
  • версии двигателя ВАЗ 2121 для «Лада Нива»;
  • двигатель ВАЗ 1118 для «Лада Калина».

Кроме того, «АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом.

В 2009 году «АвтоВАЗ» планирует выпустить первую модель ВАЗа на базе Renault Logan, а к 2010—2011 годам — полностью обновить свой модельный ряд.

Руководителями ОАО «АВТОВАЗ» были:

  • 1966−1975 — Поляков, Виктор Николаевич, генеральный директор.
  • 1975−1982 — Житков, Анатолий Анатольевич, генеральный директор.
  • 1982−1988 — Исаков, Валентин Иванович, генеральный директор.
  • 1988−1996 — Каданников, Владимир Васильевич, генеральный директор.
  • 1996−2002 — Николаев, Алексей Васильевич, президент-генеральный директор.
  • 2002−2005 — Вильчик, Виталий Андреевич, президент-генеральный директор.
  • 2005−2006 — Есиповский, Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор.
  • 2006−2007 — Артяков, Владимир Владимирович, президент-генеральный директор.
  • 2007−2009 — Алёшин, Борис Сергеевич, президент-генеральный директор.
  • 2009− н.в. — Комаров, Игорь Анатольевич, президент-генеральный директор (до этого — вице-президент)

Семейство Лада Самара

ВАЗ 21099

ВАЗ 21099

Семейство Лада Самара 2

ВАЗ 2113

ВАЗ 2113

ВАЗ 2114

ВАЗ 2114

ВАЗ 2115

ВАЗ 2115

ВАЗ 1117

ВАЗ 1117

ВАЗ 1118

ВАЗ 1118

ВАЗ 1119

ВАЗ 1119

Семейство Лада Приора

ВАЗ 2170

ВАЗ 2170

ВАЗ 2171

ВАЗ 2171

ВАЗ 2172

ВАЗ 2172

Малолитражные автомобили

ВАЗ 1111

ВАЗ 1111

ВАЗ 1121

ВАЗ 1121

ВАЗ 1151, Гном

ВАЗ 1151, Гном

ВАЗ Карат

ВАЗ Карат

ВАЗ 1101, Чебурашка

ВАЗ 1101, Чебурашка

ВАЗ Эльф

ВАЗ Эльф

Нива (Лада 4×4)

ВАЗ 1922 Бронто Марш

ВАЗ 1922, Бронто-Марш

Прочие автомобили

Lada Revolution

Lada Revolution

ВАЗ 1706, Челнок

ВАЗ 1706, Челнок

ВАЗ 210934, Тарзан

ВАЗ 210934, Тарзан

ВАЗ Тарзан 2

ВАЗ Тарзан 2

Lada Revolution 2

Lada Revolution 2

Концепт-кары

ВАЗ-2151, Новая классика

ВАЗ 2151, Новая классика

Lada Roadster

Lada Roadster

ВАЗ-2116, Силуэт

ВАЗ 2116, Силуэт

Project C

Project C

Lada C-Cross

Project C

Lada Revolution III

Lada Revolution III

ВАЗ Lada C

ВАЗ Lada C

Опытные образцы

ВАЗ 1120, Минивэн

ВАЗ 1120, Минивэн

ВАЗ 2122, Проект река

ВАЗ 2122, Проект река

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Я в клубах
Рыбалка наше хобби Пользователь клуба
Русский бильярд Пользователь клуба
Выскажись здесь... Пользователь клуба
все 32 Мои друзья